История Игоря Ковалева: как советский аниматор создавал культовые мультфильмы в Голливуде.
Мало кто из российских зрителей «Симпсонов», даже хорошо знающих этот сериал с первых серий, видели в титрах имя Игоря Ковалёва. Советский мультипликатор, покинув Советский Cоюз, сделал головокружительную карьеру в Голливуде, покорив зарубежных продюсеров психоделической работой «Его жена курица». Ковалев получил возможность работать над сериалам для Nickelodeon, а потом вернулся к российскому кинематографу.
Его историю рассказало издание “Батенька”.
Конец 80-х годов стал началом новой эпохи. Старый мировой порядок трещал по швам, и в СССР появились первые кооперативы и частные компании. Среди тех, кто попал в новый тренд, были молодые мультипликаторы Анатолий Прохоров, Александр Татарский и Игорь Ковалёв, открывшие в здании заброшенной московской церкви Трёх Святителей на Кулишках первую в Советском Союзе частную анимационную студию — «Пилот». Ковалёв и Татарский обрели популярность ещё до её открытия — как создатели ставших хитами в СССР мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Крылья, ноги и хвосты» и «Следствие ведут Колобки».
В 1990 году фонд, спонсируемый компанией Disney, пригласил Ковалёва и польского мультипликатора Ежи Кучу в США — для серии показов своих мультфильмов с выступлениями перед студентами профильных университетов и сотрудниками американских студий. Во время той поездки Игорь познакомился с Габором Чупо — сбежавшим в 70-е годы из социалистической Венгрии американским мультипликатором и бизнесменом.
После двух лет жизни в США Чупо со своей женой, дизайнером Арлин Класки, основал анимационную компанию Klasky Csupo и начал активно набирать в команду ярких мультипликаторов, рисовавших в новых для голливудской индустрии анимации стилях.
«Игорь, двери моей студии для тебя открыты. Давай договариваться о деньгах», — предложил Ковалёву бизнесмен во время одной из их первых встреч.
Советский аниматор сначала отказался, но после того как в октябре 1990 года созданный им психоделический авторский мультфильм «Его жена курица» взял Гран-при на фестивале в Оттаве, Чупо сделал новое предложение.
«Ирина, я передумал! — кричал он в трубку жене Ковалёва во время телефонного звонка в Москву. — Скажите Игорю, что я увеличиваю сумму в полтора раза!».
«Это было сложное решение, — признаётся Ковалёв. — Страна переживала очень тяжёлые времена, но главная причина моего согласия была другой. Габор пообещал: “Я дам тебе возможность продолжать заниматься авторскими мультфильмами»».
По условиям контракта в США Игоря ожидали солидный по тем временам гонорар — 700 долларов в неделю, медицинская страховка на всю семью, а также аванс для покупки машины и аренды апартаментов. В августе 1991 года практически не владевший английским языком советский мультипликатор оставил свою студию «Пилот» и отправился в Голливуд, предполагая, что его карьера в Klasky Csupo продлится всего лишь полтора года.
Игорь до сих пор прекрасно помнит свой первый день в Голливуде. Он прилетел в Лос-Анджелес с женой, маленькой дочерью и тестем, известным адвокатом Генрихом Падвой, у которого были свои дела в США.
«У меня не было культурного шока или чего-то подобного ни во время первого путешествия, ни когда я уже прилетел туда, чтобы начать работу в Голливуде, — вспоминает Ковалёв. — Да, я увидел много отличий от жизни в СССР: кредитные карты, одежда, вообще в целом другая культура — это, конечно было непривычно, слегка удивляло, но не более того. Главным для меня стало то, что я сразу понял: мне не страшно».
В первый рабочий день Игорь узнал, что стал лишь шестнадцатым сотрудником Klasky Csupo — маленькой на тот момент студии, всего лишь с двумя запущенными в эфир анимационными сериалами и небольшим пакетом заказов на разработку дизайна и рекламы.
Коммуницировать без глубокого знания английского языка было трудно, но ещё в Москве, при подготовке к переезду, советский мультипликатор выучил основные слова и базовые термины, использующиеся в анимации. Обрывками фраз, с помощью мимики и жестов он с трудом, но общался с другими сотрудниками.
Во время ознакомительной экскурсии по офису Klasky Csupo, устроенной для Ковалёва новыми коллегами, он увидел жёлтых человечков, которых рисовали аниматоры студии. «Это я могу!», — сказал Игорь, показав пальцем в их сторону. Так советский мультипликатор попал на «Симпсонов».
В команде уже хитового на тот момент сериала, заходившего на свой третий сезон, он стал одним из неуказанных в финальных титрах аниматоров, занимавшихся «layout» — прорисовкой основных моментов сцен. После того как мультипликаторы Klasky Csupo завершали свою работу по созданию картинки «Симпсонов», плоды их труда отправлялись в Южную Корею, где под началом американских супервайзеров создавалась анимация сериала. Далее всё упаковывалось и отправлялось обратно в США для съёмки и озвучки шоу. Аналогичным образом проходил процесс создания всех проектов Klasky Csupo.
Аниматор из СССР проработал на «Симпсонах» всего один сезон. В 1992 году Klasky Csupo потеряла сериал, Gracie Films (компания, которая занимается разработкой «Симпсонов») была недовольна зарплатами, возможностями студии и продюсером, которого назначил Чупо. В свою очередь Габор был в ярости от того, что команда создателя «Симпсонов» Мэтта Гроунинга пыталась, по его словам, лоббировать назначение своего.
После потери Симпсонов единственным крупным заказчиком Klasky Csupo оставался американский детский телеканал Nickelodeon. Изначально Nickelodeon специализировался на повторных показах чужих проектов и собственных игровых шоу, но в 1991 году очень успешно запустил в эфир свои первые анимационные сериалы, благодаря чему стал одним из самых популярных брендов кабельного ТВ в США и во всём мире. Среди первых больших побед Nickelodeon на рынке сериальной анимации был сериал «Rugrats» («Ох, уж эти детки») — дебютное собственное шоу компании Арлин Класки и Габора Чупо. Придуманный владельцами студии совместно со сценаристом Полом Джермейном мультфильм о малышах, живущих в мире своих фантазий, стал суперхитом во всем мире и на протяжении долгих лет являлся флагманским проектом Nickelodeon.
На момент появления в Klasky Csupo русского аниматора, уже закончилась работа над первым сезоном «Ох, уж этих деток», но в эфир вышли только три эпизода — и боссы Nickelodeon решали, давать ли зелёный свет для продолжения сериала. Канал долго тянул, но в итоге продлил контракт. К началу работы команды студии над новым сезоном Игорь уже относительно свободно говорил на английском, и Чупо назначил его режиссёром трёх эпизодов. Так началось сотрудничество Ковалёва с Nickelodeon. Габор увеличил его гонорар до 1500 долларов в неделю.
В разное время, помимо Ковалёва, с голливудской студией сотрудничали около десяти российских аниматоров, многие из которых (бывшие сотрудники студии «Пилот») оказались в её команде благодаря протекции Игоря. Несмотря на то что на стыке тысячелетий внутри американского общества активно курсировали стереотипы времён холодной войны, мультипликаторы с советским бэкграундом практически не сталкивались с их проявлениями в Klasky Csupo. По словам Ковалёва, другие сотрудники студии любили русских коллег, но также он отмечает, что, возможно, сыграло роль особое отношение к ним со стороны совладельца компании.
«О, я так люблю эту русскую команду! Они потрясающие, образованные, талантливые. Когда Игорь впервые появился в моём офисе, я сразу понял, какого рода талант оказался здесь. Я много знал о нём, видел фильмы на фестивалях. Я смотрел на него и понимал: рядом работает легенда», — говорил Чупо в российском документальном сериале «Волшебный мир анимации, или Анимация мира».
В 1992 году Чупо принёс Игорю листок бумаги с нарисованными на ней странными существами и изложенной в одном предложении концепцией нового шоу для Nickelodeon: история маленьких монстров — студентов академии, в которой они учатся пугать детей. Габор хотел, чтобы новый проект под названием «Aaahh!!! Real Monsters» («Ааа!!! Настоящие монстры») был похож на «Следствие ведут Колобки», и назначил Ковалёва режиссёром-супервайзером, сделав русского аниматора, по сути, шоураннером сериала. Игорь руководил работой мультипликаторов, выступил в роли режиссёра пилотной серии и лично летал в Южную Корею, чтобы проконтролировать создание её анимации.
Сериал «Ааа!!! Настоящие монстры» вышел в эфир накануне Хэллоуина 1994 года и стал одним из главных хитов в истории Nickelodeon. Новое шоу производства Klasky Csupo полюбили дети во всём мире. Над первым сезоном сериала работала команда из шести сценаристов, которые устраивали мозговые штурмы, делали костяк сюжета каждого эпизода и затем проводили читку сценария с аниматорами, после чего те создавали картинку.
«Это был настоящий творческий процесс, мы все чувствовали — рождается что-то особенное!» — вспоминает Игорь, однако тут же отмечает, что после первого сезона команда «Настоящих монстров» существенно изменилась и, по его мнению, качество сериала резко упало.
«Не помню, в чём была причина перемен, но ничего хорошего они не принесли. Я окончательно покинул шоу ещё до его закрытия. Габор бросил меня на сериал „Duckman“, который мы создавали для канала USA Network с талантливым художником Эвереттом Пеком. Что касается „Настоящих монстров“, Женя Делюсин, Андрей Свислоцкий и другие российские аниматоры работали на этом шоу до самого конца, а я был режиссёром одной из финальных серий, но на тот момент уже не был супервайзером. Если честно, в то время мне это было настолько неинтересно, что я даже почти не смотрел последний, четвёртый сезон».
В конце 90-х успех «Ох, уж этих деток» вдохновил Nickelodeon, Paramount и Klasky Csupo на создание полнометражного мультфильма по сериалу под названием «The Rugrats Movie» («Карапузы»). Благодаря международным наградам и высоким рейтингам, которые получали проекты с участием Ковалёва, его авторитет внутри компании был очень высок, и именно он, в паре со стоявшим у истоков «Деток» американским аниматором Нортоном Верджейном, был выбран в качестве режиссёра фильма. Nickelodeon, Paramount и Klasky Csupo вложили в проект 24 миллиона долларов и привлекли к его озвучке целый ряд мировых звёзд.
«Во время работы над фильмом я сотрудничал с огромным количеством популярных актёров и музыкантов, — вспоминает Игорь. — Мы записывали Игги Попа, Busta Rhymes, басиста Red Hot Chili Peppers — Фли и Ленни Кравица. Два раза я разговаривал по телефону с Дэвидом Боуи. Он должен был написать финальную песню для фильма, но созданный им трек получился настолько депрессивным, что совершенно не подходил для детского мультфильма. Нам пришлось отказаться от сотрудничества с ним. „О, ребята, не извиняйтесь. Я просто не умею писать детские песни“, — сказал Боуи во время телефонных переговоров. Я запомнил Дэвида как доброго, вежливого человека, чего, к сожалению, не могу сказать о Вупи Голдберг, которую пригласили продюсеры для озвучивания одной из ролей. Она откровенно хамила мне и Нортону. Мы опоздали на запись её реплик из-за затянувшихся переговоров с Nickelodeon — и Вупи раздула скандал на пустом месте. Когда звезда успокоилась и вышла из кабины для звукозаписи, мы познакомились, но меня настолько возмутило это хамство, что я начал откровенно троллить её, прикидываясь русским идиотом:
— Игорь Ковалев.
— Приятно познакомиться, — сказала Голдберг и замолчала.
— Простите, а как вас зовут? — спросил я, сделав вид, что впервые вижу её.
— Вупи… Вупи Голдберг… — ответила удивлённая голливудская звезда.
По мнению российского режиссёра, мультфильм получился крайне неудачным.
«Поверьте, ни я, ни Нортон не считаем „Карапузов“ шедевром», — констатирует он, отмечая, что отчасти вина лежит на Nickelodeon и Paramount. Компании чрезмерно вмешивались в творческий процесс, но режиссёры смогли спасти часть своих идей.
«Когда они требовали что-то изменить, мы кивали, соглашались, но ничего не переделывали, а во время следующей встречи сначала демонстрировали новый материал и только потом якобы изменённый. Увлёкшись поправками к премьерным сценам, представители Nickelodeon и Paramount иногда забывали про старые и после повторного показа одобряли, не понимая, что перед ними всё тот же, забракованный ранее, материал!», — вспоминает со смехом Ковалёв.
Премьера «Карапузов» состоялась 8 ноября 1998 года в Лос-Анджелесе. После первого уикенда проката вся команда Klasky Csupo затаилась в ожидании результатов кассовых сборов, превзошедших в итоге все самые смелые прогнозы: 27 миллионов долларов. Впоследствии эта сумма выросла до 140 миллионов, и «Карапузы» стали первым «недиснеевским» мультфильмом и первым в истории фильмом советского или российского режиссёра, собравшим в мировом прокате больше ста миллионов долларов. Осчастливленный результатами кассовых сборов Чупо тут же дал Игорю деньги на новый авторский мультфильм.
В том же году Klasky Csupo переехала в огромное здание на бульваре Сансет, ранее принадлежавшее компании Mercedes. Габор лично разработал дизайн новой студии. Прямые линии, кислотные, слегка подтухшие цвета — всё, как любил Чупо. После смены локации Klasky Csupo стала третьей по размеру анимационной компанией США. В штате студии состояло более четырёхсот сотрудников, а сразу четыре её новых сериала («Дикая семейка Торнберри», «Ракетная мощь», «Как говорит Джинджер» и спин-офф «Ох, уж этих деток» — «Детки подросли») в течение пяти лет по очереди появились в сетке Nickelodeon и утреннем эфире CBS (одного из самых популярных бесплатных каналов США). Но в начале нулевых положение дел резко изменилось.
В 2002 году во время переговоров с Viacom — медиагигантом, владевшим Nickelodeon со дня его основания, Арлин Класки (совладелица Klasky Csupo и уже бывшая на тот момент жена Габора) спровоцировала конфликт, потребовав, чтобы студия начала получать часть прибыли от эпизодов сериалов, которые она производила для канала. Вместе с тем, после заключения нового контракта с Viacom, холдинг заказал у Klasky Csupo лишь 20 новых эпизодов сериалов для Nickelodeon на год против 76 двумя годами ранее. Из-за возникших финансовых проблем компания пошла ко дну.
«Я уверен, если бы Габор действительно этого хотел, он спас бы Klasky Csupo, — говорит Ковалёв, занимавшийся в те годы последними сезонами в истории „Ох уж этих деток“, пилотами двух так и не вышедших в эфир сериалов для взрослых „Ты, животное“ и „Гражданин Тони“, а также авторскими мультфильмами. — Главная проблема была в том, что Чупо устал от анимации. Прошло то время, когда я видел его с горящими глазами, прибегавшим ко мне с криком: „Игорь, у меня идея!“. Габор хотел заниматься кино (в 2007 году вышел его режиссёрский дебют — фильм „Мост в Терабитию“), галереями и музыкой. Чупо решил, что после того как он отойдёт от дел, компанией будет руководить Класки, но, к сожалению, это стало ошибкой. Арлин милая, добрая женщина, она всегда прекрасно относилась ко мне и моей семье, но во всём, что касается бизнеса, увы, была абсолютно некомпетентна, и под её руководством компания мгновенно развалилась. Несмотря на это, я снимаю перед Арлин шляпу — она мама „Ох, уж этих деток“. Именно Класки придумала идею, которая стала фундаментом успеха компании, но если бы Габор не занимался этим проектом, всё также полетело бы в тартарары. Klasky Csupo была очень интересным явлением. Жаль, что такой прекрасной студии по сути больше нет, но, значит, звёзды так встали».
Созданная Арлин Класки и Габором Чупо компания существует и сегодня, но производство её последнего крупного проекта — «Детки подросли» было прекращено ещё в 2006 году, тогда же Ковалёв оставил студию. Аниматор перешёл на Cartoon Network, где срежиссировал пилотный эпизод чернушного мультсериала для взрослых — «Шоу пьяного ворона» и примерно через год начал преподавать в Калифорнийском институте искусств.
Российско-американский режиссёр вернулся в Москву в 2011 году, после того как Тимур Бекмамбетов встретился с ним в Лос-Анджелесе и предложил возглавить сериал «Алиса знает, что делать» — новый анимационный проект его студии Bazelevs по книгам советского фантаста Кира Булычёва.
Продолжение под фото, все не влезло